Top.Mail.Ru

МИРОВОЙ РЫНОК МЕДА НА ПИКЕ КРИЗИСА

d0bfd187d0b5d0bb
РОССИЯ ВПОЛНЕ МОГЛА БЫ ЗАПОЛНИТЬ СВОЕЙ ПРОДУКЦИЕЙ НИШИ, ВЫСВОБОЖДАЮЩИЕСЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ МЁДА, НО…

ВЛАДИВОСТОК, 18 мая, ДВ-РОСС. Производство мёда в мире резко сокращается. Цены на мёд уже достигли 3 000 долларов за тонну, и излишки этого продукта на мировом рынке отсутствуют. Казалось бы, настал удачный момент для восстановления позиций России на мировом медовом рынке. Однако без модернизации отечественного пчеловодства об этом можно даже не мечтать.

Мировой финансовый кризис затронул интересы многих участников пчеловодной индустрии, хотя и в разной степени. Крупным пчеловодным хозяйствам и медовым компаниям стало сложнее получать кредиты. Падение спроса на ряд продовольственных продуктов привело к сворачиванию их производства и соответственно – к снижению доходов пчеловодов от опыления плантаций сельскохозяйственных культур.

Не в меньшей степени пчеловодство пострадало и от массовой гибели пчёл из-за различных болезней, паразитов и прочих «напастей». К этому можно добавить негативные последствия скачка цен на топливо и продовольствие, сокращение посевов медоносных культур.

Всё это, в конечном счёте, способствовало росту мировых цен на мёд на фоне снижения жизненного уровня значительной части населения.

По данным Международной организации экспортеров меда – МОЭМ (IHEO), в 2005-2007 годах «композитные» цены на мёд выросли с 1 250 до 1 850 долларов за тонну. В третьем квартале 2009 года средняя цена метрической тонны мёда (ФОБ) удерживалась уже на уровне 2 471 доллар; мёда из Аргентины, Мексики, Бразилии, Уругвая и Австрии – 2 800 долларов; мёда из Австралии – 3 000 долларов. На мировом рынке в этот период отсутствовали «излишки» мёда.

С учётом меняющейся конъюнктуры рынка медовые компании стремились сбалансировать объёмы своего экспорта и импорта. В 2008 году в Испании, например, было произведено 30,4 тыс. т, экспортировано 14,9 тыс. т. и импортировано 11,6 тыс. т мёда. Аналогичной схемы придерживались медовые компании Австралии. В 2009 году в стране было произведено 17 тыс. т мёда, экспортировано – 50%.

Принято считать, что до недавнего времени в мире производилось до 1,4 млн т товарного мёда, из которых в международную торговлю поступало 400 тыс. т. При этом главными его производителями и экспортерами были развивающиеся страны, а импортерами – США, Германия, Япония и члены ЕС. Кризис никаких изменений в эту схему не внёс, хотя прогнозируется, что вскоре страны БРИК, являющиеся сейчас крупными экспортерами мёда (Россия таковой не является), станут крупными его импортёрами.

По оценке американской компании Global Industry Analyst (GIA), к 2015 году производство мёда в мире может возрасти до 1,9 млн т. Произойдет это благодаря повышению спроса на мёд, возросшей уверенности потребителей в его качестве, а также расширению ассортимента пищевых продуктов, в которых присутствует мёд. В списке таких продуктов значатся йогурты, детское питание, напитки и приправы. Однако эксперты GIA подчеркивают, что указанный прогноз реализуется только в случае, если удастся остановить массовую гибель пчёл.

По данным GIA, ведущую роль на внутренних и внешних медовых рынках играют 166 компаний. Среди них лишь единицы публикуют в СМИ и Интернете имеющуюся у них информацию о конъюнктуре медового рынка. Характерно, что из 17 стран-членов МОЭМ лишь 12 разместили на сайте этой организации данные о параметрах своего пчеловодства. В ряде случаев это явно заниженные показатели. Например, Индия, если судить по упомянутым данным, производит мёда в 5 раз меньше, чем фиксирует ФАО.

Для подобной скрытности у торговцев мёдом имеются свои причины. Медовые компании развитых стран широко практикуют сбыт не подвергшегося обработке дешёвого импортного мёда из развивающихся стран или смесей с ним под маркой «отечественного» (естественно, – более дорогого) продукта. Китайские компании занижают экспортные цены на свой мёд, маскируют его под более дешёвые «подсластители» или под продукцию третьих стран в целях обхода зарубежных антидемпинговых, санитарных и других барьеров. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона охотно участвуют в аферах по «отмыванию» китайского мёда.

На состояние мировой торговли мёдом оказывает существенное влияние также проводимый многими медовыми державами с конца 90-х годов курс на ужесточение контроля качества мёда. Лидерами в этой области остаются страны ЕС.

По данным Службы быстрого реагирования на поставки некачественных продовольствия и кормов (RASFF), в ЕС количество «тревог», объявленных в связи с выявлением импортных пчелопродуктов, загрязненных антибиотиками, за последние 8 лет снизилось с 44 до 14 в год. А их удельный вес в общем количестве «продовольственных тревог» сократился с 3,2% до 0,4%.

Из 303 задержанных в 2002-2009 годах партий мёда и других пчелопродуктов 78 поступили из Китая, по 21 – из Болгарии и Аргентины; 20 – из Турции; 18 – из Украины; 17 – из Вьетнама; и по 10 – из Кипра, Словакии, Испании и Индии. Россия в этом списке упомянута всего два раза. Объясняется это тем, что поставки нашего мёда в страны ЕС в период 2002-2009 гг. составляли всего около 200 т/год, и по этому показателю мы замыкали список из 36 стран-экспортеров мёда в ЕС сообщают «Крестьянские ведомости».

Всего Евросоюз в январе-июле 2009 года закупил за рубежом 77,5 тыс. т мёда, из которых 50% пришлось на Германию. Из Аргентины было импортировано 23,1 тыс. т, из Мексики – 10,8, из Китая рекордные за последние 5 лет 15,4 тыс. т. Среди выявленных в импортном мёде остатков 40 антибиотиков лидировали хлорамфеникол (обнаружен в 94 партиях), стрептомицин (43) и сульфатиазол (32).

Сегодня страны ЕС можно считать оазисом чистого мёда. Но это не значит, что аналогичная тенденция наблюдается и на других медовых рынках. Скорее наоборот. Мёд, качество которого не соответствует жёстким европейским стандартам, направляется туда, где подобные стандарты отсутствуют. Например, в Россию.

В России таможенный тариф на импортный мёд составляет всего 15%, контроль его качества отсутствует. Да и систематическим изучением мирового рынка мёда в стране никто не занимается. Пчеловодам по большому счету безразлично, поступит ли их мёд, сбываемый через посреднические компании, на внутренний или на внешний рынок. В отличие от других медовых держав, у нас нет кооперативов пчеловодов, оперирующих в области экспорта мёда. Для большинства посреднических компаний торговля мёдом на отечественном рынке остается более прибыльным и менее рискованным делом, чем его экспорт.

Между тем, Россия вполне могла бы заполнить своей продукцией ниши, высвобождающиеся в последнее время на мировом рынке мёда. Однако для этого необходима модернизация всех секторов российского пчеловодства, объединение и мобилизация сил пчеловодного сообщества, и всесторонняя помощь со стороны государства. Без этого все разговоры о восстановлении позиций России на мировом рынке меда – пустой звук.

Александр ПОНОМАРЕВ

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика