Капитан парома «Георг Отс» Игорь Еньков: во время перехода по Севморпути нам повезло и с погодой, и с ледовыми условиями
Капитан парома «Георг Отс» поделился впечатлениями от перехода по Арктике
3 октября 2010 года можно смело назвать знаменательной датой в морской истории Петропавловска-Камчатского. Именно в этот день в гавань камчатского порта впервые зашло судно, прошедшее Северным морским путем. Рано утром автомобильно-пассажирский паром «Георг Отс» пришвартовался у причала в порту Петропавловска для пополнения запасов воды и топлива. Сейчас «Георг Отс» на пути во Владивосток, где его прихода 10 октября будут ждать приморцы.
Паром «Герог Отс» стал первым в истории пассажирским судном, прошедшим по Северному морскому пути. А для порта Петропавловск-Камчатский он стал «первой ласточкой», воспользовавшейся услугами камчатского порта после арктического перехода и подтвердившей реальность планов по созданию здесь международного морского хаба и базового опорного порта на трассе Северного морского пути, сообщает ИИ «ДВ – РОСС» со ссылкой на РИА Север ДВ. Корреспондент агентства встретился с капитаном «Георга Отса» Игорем Еньковым , который поделился впечатлениями от перехода по Арктике.
— Здравствуйте, Игорь Алексеевич. Расскажите, пожалуйста, как прошел рейс: какая была ледовая обстановка, погода?
— Рейс прошел благополучно, можно даже сказать — нам повезло и с погодой, и с ледовыми условиями. 28 августа мы вышли из Санкт-Петербурга, 10 сентября вышли из Мурманска, 25 числа уже прошли мыс Дежнева, то есть за 16 дней прошли весь Северный морской путь. В западном секторе Арктики льда практически не было, небольшие участки встретили нас в восточном секторе – Таймырский массив, Айонский. Ледоколы нас сопровождали — первый ледокол был «Таймыр», потом «Россия» и последний, «50 лет Победы», взял нас и вел до Певека. В Певеке нас уже отпустили в свободное плавание, 26 сентября мы зашли в Анадырь.
— Это был уникальный рейс, наверняка пришлось столкнуться с какими-то трудностями?
– Нет, трудностей никаких не было.
— Неужели ничего необычного, чем хотелось бы поделиться?
— Ну что интересного? Киты, котики, белые медведи – вот и все интересное.
— Если бы судно шло по южному маршруту, насколько бы дольше пришлось идти?
— У нас маршрут через север до Владивостока из Санкт-Петербурга — 8,2 тыс. миль, а югом было бы 12 тыс. миль, то есть в 1,5 раза длиннее.
— Каково на сегодняшний день состояние Северного морского пути, как вы оцениваете уровень безопасности?
– Штаб ледовых операций в Мурманске полностью нас взял под проводку. Все было обеспечено — ледовые разведки, ледовые карты, ледоколы с западного сектора Арктики обеспечивали, с восточного сектора тоже стоял ледокол в Певеке.
— То есть перспектива регулярного использования Северного морского пути есть?
— Конечно, глобальное потепление, как ни крути, все равно наблюдается. Всего за 16 дней от Мурманска мы прошли весь Северный путь. Пароход у нас с бульбой, в принципе, он не предназначен для работы в больших льдах. Пароход такого класса, может, первый, может, второй раз за всю историю проходил Севморпуть.
— Как вы – капитан, морской профессионал — оцениваете порт Петропавловска с географической точки зрения, климатической? Он удобен?
— Конечно, удобен. Когда планировался маршрут перехода, я поставил вопрос, чтобы был Петропавловск-Камчатский для бункеровки, возможного пережидания погоды. Закрытая гавань.
-Что, по вашему мнению, необходимо сделать для более плодотворного развития северного морского пути?
Нужно ледоколы новее строить. Ледовая обстановка, глобальное потепление – будем спокойно ходить, построим ледоколы и будем эксплуатировать этот маршрут. Балкер китайский уже один прошел, танкер прошел Совкомфлотовский в этом году. По большому счету, путь-то короче. Если рассматривать на примере Норвегии, то до Китая рукой подать. Поэтому надо только ледоколы строить.
Справка
Автомобильно-пассажирский паром «Георг Отс» был построен в 1980 году в г. Щецин, Польша. Теплоход «Георг Отс» назван в честь популярного советского и эстонского оперного и эстрадного певца Георга Отса. Паром имеет также историческую значимость. Именно на его борту в октябре 1986 года проходила встреча Михаила Горбачева и Рональда Рейгана в Рейкьявике.
В ноябре 2002 года т/х «Георг Отс» был приобретен ГУ «Морская Администрация порта Санкт-Петербург» у эстонской компании ESKO. С июня 2003 года паром использовался для перевозок пассажиров и грузов из Санкт-Петербурга в Калининградскую область и обратно.
В марте 2004 года паром был передан в хозяйственное ведение ФГУП «Росморпорт» и закреплен за Санкт-Петербургским филиалом предприятия, продолжая эксплуатироваться на паромной линии Санкт-Петербург – Балтийск – Санкт-Петербург.
За время своей работы на паромной линии Санкт-Петербург – Балтийск – Санкт-Петербург с марта 2004 по август 2010 года паром «Георг Отс» перевез более 53 тыс. пассажиров и 16 тыс. единиц техники. Тоннаж – 12519 тонн, длина – 134,5 метра, ширина – 21 метр, высота – 7,5 метра, средняя осадка – 5,45 метра. Скорость – 18,9 узлов, экипаж – 200 человек, 101 пассажирская каюта.
Во Владивостоке паром будет задействован на местных паромных линиях, а с 2012 года – в обслуживании саммита стран Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС).
а кто же вместо него будет ходить в рейс «спб-калининград»??? стало быть линия закрыта навсегда,а взамен ничего нового создано не будет
Уважаемый Дмитрий, я прояснил этот вопрос у знающих людей, ответ «Никто». Ответ был сопровождён грустным смайликом «;(«. Сочувствую.