Микрорайон «Снеговая падь» во Владивостоке: накануне новоселья?

Жилищная проблема – одна из острейших для нашего общества. Потому сообщение о строительстве во Владивостоке нового микрорайона в верховьях Второй речки вселило очень многим дальневосточникам надежду на скорейшее обретение собственной квартиры. Именно дальневосточникам, поскольку дома в микрорайоне, получившим название «Снеговая Падь», строятся для военнослужащих. Ещё до конца нынешнего, 2010 года, как рассказал ДВ-РОСС генеральный директор ОАО «Военно-морское строительное управление Тихоокеанского флота» (ВМСУ ТОФ) Василий Алисов, первые новосёлы въедут в свои новенькие, полностью отделанные, с сантехникой и линолеумом, готовые квартиры.
— Четыре новостройки заселим в скором времени, пятую – в конце года, – уверенно говорит Василий Георгиевич. – В общей сложности это почти полторы тысячи квартир – 1 430. Бригады наших строителей устраняют последние замечания, учитывая даже критику будущих жильцов, приезжающих посмотреть долгожданное новоселье.
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
Первые сообщения о том, что для нужд Тихоокеанского флота (ТОФ) России и военнослужащих Дальневосточного военного округа, сил ПВО и ВВС в период с 2008 по 2010 годы будет построено почти 16 тысяч квартир, появились два года назад после приезда на Тихоокеанский флот главы Минобороны Анатолия Сердюкова. Речь шла сразу о трёх новых жилых микрорайонах города – в бухте Патрокл, в знаменитом на всю страну авторынке «Зелёный угол» и в верховьях Второй речки, названным «Снеговая Падь». Генподрядчиком последней стройки до недавнего времени выступало Военно-морское строительное управлении Тихоокеанского флота.
С тех пор стройка успела обрасти различными слухами и скандалами.
Самый громкий – экологический, разразился весной этого года, когда в печати замелькали сообщения о том, что дома возводят на зараженной местности, а значит проживать в микрорайоне «Снеговая Падь» вредно для здоровья. Вспомнили, что микрорайон расположится на месте бывшего печально знаменитого флотского арсенала, где в 1992 году случилось ЧП: пожар привёл к взрывам боеприпасов и бомбардировке окрестностей. По разным оценкам в этом пригородном лесу разбросано от 40 до 100 вагонов боеприпасов (управлением Росприроднадзора по Приморскому краю в рамках контрольно-надзорных мероприятий в конце минувшего года было установлено, что в ходе строительных работ «из грунта извлекаются неразорвавшиеся снаряды»), а почва основательно «удобрена» кадмием, стронцием, цирконием, кобальтом, ртутью, свинцом, мышьяком и прочими «полезными» элементами. По заключению Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю, предельно допустимая концентрация тяжёлых металлов в месте строительства превышает допустимую норму более чем в 30 раз. Сапёры флота провели повторное разминирование. Усилиями строителей ВМСУ ТОФ к настоящему времени проведены необходимые работы по рекультивации, проблема снята (кстати, как замечают специалисты, экологически грязных мест, и куда более серьёзнее, нежели возводимый микрорайон, во Владивостоке более чем достаточно – и ничего, особого шума никто не поднимает).
Строители ВМСУ ТОФ первыми зашли на стройплощадку «Снеговой Пади». Потому им досталось больше всего шишек от скандалов. Между тем именно их усилиями была сформирована нормальная стройка с устройством основных и временных дорог, систем электроснабжения, и вообще столь немалая территория приведена в должный порядок. Кстати, качество работ строителей ВМСУ ТОФ нареканий не вызывает. Им остались удовлетворёны и секретарь Совета безопасности Российской Федерации Николай Патрушев, посетивший строящийся микрорайон в начале этой осени, и председатель Счётной палаты Сергей Степашин, похваливший 13 сентября 2010 года рабочих за высокий темп строительства – во время его прошлогодней командировки во Владивосток половины из стоящих сегодня домов ещё не было. Степашин особо подчеркнул важность комплексной застройки, включающей всю социальную инфраструктуру. «Для Приморья и для всего Дальнего Востока «Снеговая падь» – хороший пример того, как нужно строить жильё», – отметил С.В.Степашин.
Остался доволен стройкой и председатель правительства Владимир Путин, посетивший «Снеговую Падь» во время своего визита во Владивосток в прошлом году. Ведь в своём труде строителями ВМСУ ТОФ они полагаются не только на громадный опыт, но используют и инновации. Так, зимой, чтобы сохранить темпы строительства, установили прямо в секциях возводимых домов солнечные батареи, активно применяют энергосберегающие технологии.
СТРОИМ НА ВЕКА
Это не лозунг, это – правило, взятое коллективом ВМСУ ТОФ за принцип изначально. Предприятие было образовано в апреле 1955 года. Тогда для обеспечения базирования мощной ракетно-ядерной группировки Военно-Морского флота в Советском Союзе создавалась новая военно-морская база «Стрелок» (по названию залива). Для её строительства учредили специальную организацию «Дальвоенморстрой», куда входило до десятка УНР и других специальных организаций.
Военно-морская база «Стрелок» представляла собой комплекс сооружений для полного обеспечения новой ракетно-ядерной группировки атомного флота, рассказывает инженер-генерал-майор в отставке, заслуженный строитель РСФСР, кандидат технических наук, доцент Виктор Манойлин, бывший в 1958-59 годах начальником технического отделения УНР «Дальвоенморстроя» на строительстве военно-морской базы «Стрелок» ТОФ. Местом постоянной дислокации ВМСУ «ДВМС» был определен посёлок Крым Шкотовского района, а строительство велось в Находке, деревнях Сергеевка, Козьмино, Романовка, Николаевка, посёлках Промысловка, Большой Камень и Новонежино, в бухтах Разбойник, Чажма, Конюшкова, Павловского. Военные строители возводили новые основные и маневренные пункты базирования, арсеналы оружия, судоремонтные предприятия, радиоцентры, объекты управления, наблюдения, разведки, склады жидкого топлива, маяки, створные знаки, позиции береговых ракетных частей, баз авиации, гидроавиации, вертолётов, а также объекты социальной инфраструктуры.
Наша справка:
Родился 27 октября 1951 г. в станице Ольгинская Ростовской области.
Окончил Ленинградское высшее военное инженерно-строительное училище в 1974 году с золотой медалью.
С 1974 по 1985 год прошёл должности от начальника строительного участка до начальника Управления начальника работ.
С 1985 по 1992 год проходил службу на должностях главного инженера Управления инженерных работ, начальника Управления инженерных работ.
В ноябре 1993 года назначен начальником Военно-морского строительного управления Тихоокеанского флота Управления обустройства войск Министерства обороны Российской Федерации. Заслуженный строитель Российской Федерации. Генерал-майор запаса.
За прошедшие 55 лет коллектив ВМСУ ТОФ не просто накопил значительный опыт работы и решения самых сложных задач, но и стал одним из лидеров отрасли. Несмотря на все потрясения и перемены, случившиеся в стране за последние годы, Тихоокеанскому флоту удалось сохранить свой потенциал строительного комплекса на высоком уровне – прежде всего Военно-морское строительное управление ТОФ. Во много именно это помогло флоту так резко увеличить объёмы строительства. Став с недавнего времени акционерным обществом, ВМСУ сохранил кадры, военную дисциплину, тесные связи с флотской базой стройиндустрии, умение беречь бюджетные средства плюс освоил современные технологии и имеет серьёзные объёмы строительно-монтажных работ. Сегодня ВМСУ ТОФ успешно возводит спецобъекты на Камчатке, готовится к строительству дома по программе обеспечения военнослужащих служебным жильем в микрорайоне «Электрон» Петропавловска-Камчатского. Сдали два жилых дома на территории отдельного мотострелкового батальона, здесь же в стадии проектирования ещё один дом и общежитие. В целом на Камчатке по линии Министерства обороны и объектам народного хозяйства строителям ВМСУ ТОФ только в этом году предстоит освоить около миллиарда рублей. Строят на полуострове совместно с Управлением морской инженерной службы, которое в рамках реорганизации присоединяется к ВСМУ ТОФ. На острове Русский должны закончить работы по переводу воинских частей, по обустройству военного городка, технической территории, хранилища. Кроме того, строители занимаются обустройством ещё двух военных городков для частей постоянной готовности флота, ведут работы в интересах Дальневосточного военного округа.
КОНКУРСНАЯ ЧЕХОРДА
Сегодня строители ВМСУ ТОФ намерены преодолеть отставание в графике на «Снеговой Пади». Всё, что в их силах, они делают. Как рассказывает бригадир Владимир Хватов, своим коллективом они спокойно могут возводить в месяц по 5-6-этажей. При хорошем раскладе и нормальной организации производства. А с этим – проблемы. Владимир Михайлович показывает рабочие чертежи, на которых чёрным по белому написано: «Остальные технические характеристики смотрите на листе..». А на каком листе, не сказано. И таких недосказок масса.
На темпы работ влияет и долгое согласование договоров и дополнительных соглашений по финансированию.
— Основная наша проблема – позднее оформление контрактов и дополнительных соглашений, – говорит В.Г. Алисов. – Сплошь и рядом. У нас есть стройплощадка по которой уже третий (!) год только в августе открывается финансирование. В результате деньги по итогам года возвращаются в бюджет. А чтобы на следующий год средства вновь заложить, необходимо корректировать бюджет, что далеко не просто и не быстро делается. Неорганизованность в управлении невольно сказывается: то нет графика финансирования, то поздно (как, например, на Камчатке – только в августе) отправили счета в казначейство на аванс и оплату работ…
Практика позднего формирования перечня объектов – титульных списков, сложившаяся в последние годы, негативно сказывается на авансировании работ и вообще финансировании строительства. В результате возникают трудности с обеспечением материалами, оборудованием, выплатой заработной платы.
Проблемы стройки многие связывают со сменой генподрядчика. Сегодня на «Снеговой Пади» им является хабаровское ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России», руководит которым Юрий Хризман.
Наша справка:
Родился 13 августа 1960 году в городе Овруче Житомирской области.
Начальник Федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства». Заслуженный строитель Российской Федерации. Генерал-лейтенант.
Военную службу в системе ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России начал в 1982 году после окончания Дальневосточного политехнического института. Прошёл путь от производителя работ до начальника крупнейшего на Дальнем Востоке Главного управления специального строительства «Дальспецстрой».
Под руководством и при непосредственном участии Юрия Хризмана в Хабаровском крае построены десятки особо важных и уникальных объектов. За последние пять лет организациями «Дальспецстроя» сданы в эксплуатацию: цех детского питания, перинатальный центр, дома для ветеранов, три общеобразовательных школы, детский дом, краевой цирк, Спасо-Преображенский кафедральный собор, духовная семинария, три жилых комплекса для молодёжи, краевой онкологический центр, дорожные развязки и подземные переходы. Введено в эксплуатацию более 288 тыс. кв. метров жилья. Коллектив успешно освоил дорожное строительство, участвуя в возведении автомагистрали «Чита-Хабаровск» и автомобильной дороги «Лидога-Ванино».
Выполнены значительные объемы по строительству важнейшего промышленного объекта края – первого пускового комплекса магистрального газопровода «Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск».
«Дальспецстрой» активно развивает собственную стройиндустрию. Полностью обеспечивает свои потребности в монолитном бетоне, стеновых панелях, железобетонных изделиях, окнах из ПВХ и стеклопакетах, столярных изделиях.
В 2004 году награжден орденом Почёта.
ВМСУ ТОФ тоже продолжает возводить многоэтажки, у коллектива, возглавляемого Василием Алисовым, в подряде остаются шесть домов. И по его мнению, вовсе не смена генподрядчика создаёт сложности. Наоборот, убеждён Василий Георгиевич, с приходом хабаровского «Дальспецстроя» на стройплощадке темпы работ по всем направлениям возросли. Беды же строителей также во многом происходят из-за аукционной чехарды и несуразицы. Например, аукцион на строительство инженерных сетей в «Снеговой Пади» в прошлом году выиграла фирма… с берегов Балтики.
— Если раньше на конкурсе были обязательные условия, там, наличие кадров, лицензии, опыт работы, обороты, что-то смотрели, то сейчас ничего подобного, – возмущается Василий Георгиевич. – Сейчас смотрят лишь на цену. Кто даёт наименьшую цену, тот и выиграл: всё, вперёд, стройте. А как строить, когда сама стройконтора находится в Санкт-Петербурге и не имеет здесь никакой производственной базы, НИЧЕГО! Даже стула у них здесь нет, но они смело идут на аукцион, сбивают цену и получают миллиард рублей подряда. Но строить они и не собираются. А мы, прежде всего «Спецстрой», несём колоссальные нагрузки, трудовые, ресурсные, денежные… Нам нужно 11 домов подключить к инженерным сетям. Но авансы были забраны, потрачены по своему усмотрению, а до стройки не доведены. Получается бардак. Вот вам и реализация ФЗ 94 (Федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Госзакупки и госзаказ» – Прим. автора).
В результате из-за задержек с проведением тендера на выполнение работ по инженерным сетям, в том числе, тепловым, зимой вышла задержка с отделочными работами, приведшие к переносам сроков сдачи жилья.
Как показывает практика, сегодня в стране оспаривается или могут оспариваться до 80 % всех аукционов. Вместо того, чтобы сразу остановить, не допустить к участию в торгах недобросовестных подрядчиков, делается всё наоборот. Для чиновников главное – «освоить выделенные из бюджета деньги, а уж каким образом это произойдёт, какого качества будет результат выполнения работ – зачастую не их головная боль», – подчеркивает член совета Национального объединения саморегулируемых организаций в строительстве (НОСТРОЙ) Валерий Мозолевский.
Действительно, на строительстве «Снеговой Пади» во Владивостоке это стало головной болью бывших военных строителей из ВМСУ ТОФ и «Дальспецстроя». В итоге возникло отставание от графика стройки, навёрстывать которое пришлось ударным трудом. Была ещё проблема с инфраструктурой, о чем в середине августа на заседании Межведомственного оперативного штаба (МОШ) говорил генеральный директор ФГУ «Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития РФ» Евгений Рогоза. Он тогда отмечал, что «земель под инфраструктуру – магазины, больницы, школы и детские садики, до сих пор нет». Но теперь и эта проблема снята, микрорайон действительно строится комплексно.
НОВОСЕЛЬЕ БУДЕТ В ЭТОМ ГОДУ!
Издевательствам со строительством инженерных сетей в конце концов был положен предел: Министерство обороны расторгло контракт с санкт-петербургскими фирмачами от строительства. Сейчас упорядочена вся цепочка работ по инженерному обеспечению жилья, проблему удалось-таки решить. Принято решение, что водоснабжение микрорайона наладят с Седанкинского водохранилища, энергоснабжение домов пойдёт от подстанции «Волна», канализацию подключат к системе района Второй Речки. «Все вопросы по обеспечению инженерной инфраструктуры решены», – заверяют строители. 17 домов в «Снеговой Пади» (первую очередь микрорайона) обещают сдать до конца года. Гендиректор ОАО ВМСУ ТОФ с уверенностью говорит о новоселиях в «Снеговой Пади» уже в этом году. А городские власти, как рассказал представитель генподрядчика, уже разработали схему движения автобуса в новый микрорайон.
Но недовольные и обиженные, судя по недавнему интервью лидера краевой организации Общероссийского профсоюза военнослужащих Ю. Тарлавина «Новой газете» во Владивостоке», всё же остаются. Впрочем, даже они претензий к строителям «Спецстоя» и ВМСУ ТОФ в частности не имеют.
Возводимый бывшими военными строителями ВМСУ ТОФ вместе с «Дальспецстрой» и «Оборонстроем» микрорайон «Снеговая Падь» – масштабный труд. Здесь уже возведено немало 10- и 15-этажных домов и панельных (83 серия), и монолитных, на очереди строительство 24-этажек. Вся стройплощадка занимает 530 гектаров, работы по реализации проекта рассчитаны на пять лет. Кроме того, в течение 2009-2010 годов, как говорит руководство Тихоокеанского флота, необходимо построить квартиры всем, кому на ТОФ по закону положено постоянное жильё, а в 2011-2012 годах и для всех, кому необходимо служебное.
Выполнить намеченное в срок помогут знания, опыт, мастерство коллектива ВМСУ ТОФ. Тем более, что в аукционах обещают навести порядок, поправки в ФЗ № 94 Госдума рассмотрит уже на осенней сессии.






«…энергоснабжение домов пойдёт от подстанции «Волна»…» — печальная новость. Уже сейчас она перегружена и как во времена Чубайса начинаем по 1-1,5 часа сидеть без света в пиковые часы из-за перегрузки. Еще и этот район подцепят — тогда вообще ни военные, ни мы света не увидимм. Ведь хотели же отделную подстанцию построить. Гады вы все, после этого!
Мы получили квартиру в Микрорайоне «Снеговая падь» обрадовались, но когда поехали смотреть были расстроены, дом 36 -» показательный» с одной стороны, первый подъезд / батареи железные, балконы на застеклены, двери деревянные/, хотя в последних подъездах этого же дома батареи современные, балконы все застекленные и т.д. Так где же те проверяющие, которые смотрят дом только с одной стороны.
вот нам тоже выделили жилье в Снеговой прочитав комментарии задумались а бумаги подписаны 28 11 2010 короче «дай боже что нам не гоже «