Top.Mail.Ru

Сахалин: строительное сообщество просит губернатора «понудить государственных и муниципальных заказчиков соблюдать» законы и прекратить административное давление

logo-12

НП СРО «Сахалинстрой» обратилось с письмом к губернатору Сахалинской области

Правление Некоммерческого партнёрства СРО «Сахалинстрой» обратилось с письмом к председателю правительства– губернатору области по поводу устранения АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ в деятельности членов Партнёрства. Текст письма ДВ-РОСС приводит ниже.

«Уважаемый Александр Вадимович!
Правление НП СРО «Сахалинстрой», от имени 265 строительных организаций – членов партнёрства, обращается к Вам с настоятельной просьбой обратить внимание на действия и бездействия государственных и муниципальных заказчиков в сфере размещения заказа, которые, используя административный ресурс, создают административные барьеры для осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам Сахалинской области в градостроительной сфере, и принять соответствующие меры для недопущения их в будущем.

Как известно, основными задачами органов государственной власти разных уровней в Российской Федерации, при проведении государственной политики развития предпринимательства в стране, является сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности (Указ Президента РФ от 29.06.1998 N 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства»).

В настоящее время, в Сахалинской области, при проведении торгов для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Далее ФЗ-94), зачастую нарушаются права и законные интересы участников размещения заказа путем не правового использования организаторами торгов административного ресурса (давления):
1. В первую очередь, ситуация осложнена тем, что Министерство строительства Сахалинской области одновременно совмещает функции контролирующего, регулирующего и методического органа в строительной сфере с выполнением функции государственного заказчика и, дополнительно, органа проведения торгов по инженерным изысканиям, проектированию и строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объектов капитального строительства.

Это совмещение функций является прямым нарушением положений Указа Президента РФ от 23.07.2003 года № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах», в п.1 которого, как приоритетное направление, определено:
— «организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам».

Исполняемые Министерством строительства функции государственного заказчика, порождают только неэффективную гонку Министерства строительства за освоением бюджета, зачастую в ущерб качеству, безопасности и надёжности строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов. Потому что это, в свою очередь, влияет на своевременность, полноту и качество инженерных изысканий, проектирования и строительства.

Чаще всего, незаконно используя административный ресурс, на торги выставляется аукционная документация без утверждённого в установленном порядке проекта и без положенной в этом случае дополнительной экспертизы реальности предполагаемых затрат (сметной документации). Делается это, со слов представителей самого Министерства, в целях экономии средств и времени.

По нашему мнению, выделяемые средства должны быть обоснованы, а время реализации зависит от организации всех работ, начиная с планирования капитальных вложений.

Кроме того, исполнение функций государственного заказчика, по разным причинам, не позволяют в полном объёме выполнять Министерству непосредственные его функции – контроль, регулирование и методическое сопровождение действий государственных заказчиков (в том числе, в настоящее время, за самими себя), муниципалитетами, изыскателями, проектировщиками и подрядчиками в области соблюдения градостроительного законодательства.

Убедительно просим, для оздоровлении обстановки в строительном комплексе Сахалинской области, рассмотреть вопрос необходимости передачи Министерством строительства области функций государственного заказчика Управлению капитального строительства области, а функции уполномоченного органа проведения торгов в строительстве – отдельному ГУ при Минэкономразвития Сахалинской области.

2. Как известно, в передовых, развитых странах крупнейшие строительные компании на опыте своего развития убедились, что качество, безопасность и надёжность строительства, а также сроки выполнения работ на объектах капитального строительства напрямую зависят от качества и полноты градостроительной документации (подготовка земельного участка, инженерные изыскания, проектная документация, в том числе и в стадии «рабочая документация», получившая положительное заключение экспертизы, разрешение на строительство). Выполнение работ на основании детально проработанной проектной документации, с проведением профессионального строительного контроля заказчика и авторского надзора проектировщиков, будет способствовать эффективному исполнению обязательств в заключаемых контрактах.

В настоящее время государственные и муниципальные заказчики в большинстве случаев, к сожалению, не имеют достаточно квалифицированных специалистов.

Задания заказчиков на подготовку инженерных изысканий, проектной документации, технические обследования зданий и сооружений, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту, требования контрактов на подготовку проектов, в большинстве случаев, не отвечают всем требованиям градостроительного законодательства РФ, техническим регламентам, строительным нормам и правилам. Имеются случаи необоснованного уменьшения требуемых объёмов проектных материалов для выполнения проекта капитального строительства, безосновательного сокращения нормативных сроков подготовки проектной документации, что всегда сказывается на качестве и полноте этой документации.

Учитывая фактически отсутствие качественного строительного контроля со стороны застройщика (заказчика), неготовность, в большинстве случаев, земельных участков, низкое качество правоустанавливающей документации, не гарантированность полноты материалов инженерных изысканий и проектных решений, строителям весьма сложно выполнять заключаемые контракты качественно и в срок.

Более того, в соответствии с частью 10 статьи 15 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (принят ГД ФС РФ 23.12.2009), проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения».

Таким образом, необходимо исключить возможность использования заказчиками «усечённых» материалов инженерных изысканий или применение устаревших исходных данных, неполной проектной документации, разработанной без соблюдения требований, предъявляемым к результатам материалов инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

Убедительно просим потребовать от руководителей заказчиков всех уровней разработать публичные контролируемые сетевые графики на выполнение всех этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (оформление земельных участков, инженерные изыскания, проектирование, положительное заключение госэкспертизы, разрешение на строительство) на 2011 – 2012 год, для безусловного, своевременного и качественного освоения капитальных вложений и обеспечения их публичности, открытости для общественного ознакомления и контроля, оказания, в случае необходимости, помощи со стороны саморегулируемых организаций в области изысканий, проектирования и строительства.

3. Статья 56 ГрК РФ закрепляет положения об обязательном создании систематизированного свода документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, о результатах инженерных изысканий, о состоянии проектной документации, об экспертизе ПД, выданных разрешениях на строительство, о разрешениях на ввод объектов, о ранее введённых объектах капитального строительства и целого ряда иных, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, сведений.

До сих пор требования создания информационных систем обеспечения градостроительной деятельности Министерством строительства и муниципалитетами не выполнены.

Упомянутые предписания о создании информационного обеспечения градостроительной деятельности развивают основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, служат правовой базой для их реализации, отражают направленность современного российского законодательства на строительство демократического правового государства, гражданского общества, на открытость и гласность общественных процессов, создание конкурентных и антимонополистических отношений, формирование благоприятных условий жизни граждан.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов уже в срок до 1 июля 2006 года должны были провести мероприятия по обеспечению создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

Убедительно просим, обязать Министерство строительства Сахалинской области совместно с муниципальными образованиями до 01.01.2011г. доработать план разработки и внедрения системы информационного обеспечения градостроительной деятельности в области и в кратчайшие сроки ввести её в полном объёме. Это будет способствовать безусловному, своевременному и эффективному освоению капитальных вложений и обеспечения публичности, открытости для общественного ознакомления с информацией в соответствии с положениями Градостроительного Кодекса РФ, оказания, в случае необходимости, помощи со стороны саморегулируемых организаций в области изысканий, проектирования и строительства. Сроки уже все давно прошли.

4. Продолжается практика объявления открытых аукционов без наличия подготовленных правоустанавливающих документов для проведения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (документы на земельный участок, исходные данные, материалы инженерных изысканий или обследований объектов при их реконструкции или капитальном ремонте, утвержденная проектная документация, положительное заключение государственной экспертизы).

Все эти документы должны быть оформлены до планирования строительных работ. Проверены и проанализированы органами экспертизы, заказчиками, для установления в документации об аукционе всех требований к результатам работ, указания конкретных условий выполнения предмета торгов, необходимым претендентами на участие для ознакомления с объёмом и содержанием работ.

По этому вопросу, руководитель ФАС России Артемьев И.Ю., как руководитель контролирующего органа, дал «разъяснение законодательства» по соблюдению законодательства о размещении заказов, (соотношение смежных норм права – положений Гражданского, Градостроительного Кодекса РФ с нормами специального закона, письмо исх. № иа/23610 от 23.07.2010г. прилагается). В этом письме указано, что в состав документации об аукционе обязательно должна быть включена проектная документация в полном объёме.

В соответствии с требованием ч.4 ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ при заключении договора заказчик обязан подготовить земельный участок, передать подрядчику материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.

Заказчики не обращают внимания на указание контролирующих органов, судебную практику, требования Градостроительного Кодекса РФ и, используя административный ресурс, проводят аукционы в нарушение законодательства о размещении заказов. Они зачастую заключают контракты без наличия требуемых документов в нарушение Градостроительного Кодекса РФ.

Полагаем возможным и необходимым установить категорический запрет на опубликование информации об аукционах, если у заказчика отсутствуют документы на земельный участок, исходные данные, материалы инженерных изысканий или обследований объектов при их реконструкции или капитальном ремонте, утвержденная проектная документация, положительное заключение государственной экспертизы, разрешение на строительство. Это будет законно и будет способствовать повышению качества, безопасности и надёжности строящихся и капитально ремонтирующихся объектов.

Мало того, зачастую, при заключении контракта на строительство и, практически на всех объектах капитального ремонта, заказчики не передают подрядчикам разрешение на строительство (капитальный ремонт) и не указывают в контрактах сроки передачи подрядчикам этого документа. Этим муниципальные и государственные заказчики понуждают подрядчиков проводить строительные работы с нарушением Градостроительного законодательства, что является административным правонарушением, наказываемым, в соответствием с КОАП РФ, наложением денежного штрафа или приостановкой деятельности подрядчика до 90 суток, что может быть причиной фактического разорения строительной организации.

Убедительно просим Вас потребовать от руководителей государственных и муниципальных заказчиков области, от Министра строительства и от руководителя Госстройнадзора области навести в этом вопросе законный порядок и напомнить им, что именно они должны исполнять и контролировать исполнение этого требования закона РФ.

5. Нас, как саморегулируемую организацию, настораживает отсутствие понимания у государственных и муниципальных заказчиков необходимости противодействия «демпингу подрядчиков» при проведении аукционов путём организации, при проведении строительных работ, надлежащего строительного контроля, надлежащей работы Госстройнадзора области, для недопущения применения подрядчиками материалов, конструкций и технологий, не соответствующих проектной документации, техническим регламентам и техническим свидетельствам Минрегиона РФ на право применения их в строительстве на территории России.

Нас удивляет, зачастую, поддержка заказчиками бракоделов-подрядчиков, оплата строительных работ, выполненных с нарушением требований проектов, альбомов узлов и деталей, технических Свидетельств с применением несоответствующих материалов, конструкций и изделий, что значительно снижает качество, надёжность и безопасность объектов капитального строительства.

6. Условия заключаемых контрактов зачастую определяются не из требований закона, а по собственному усмотрению (пониманию) заказчиков. При принятии решений об установлении размера ответственности сторон в контрактах не соблюдаются принципы равноправия и уважения сторон и соразмерность штрафов с ответственностью за неисполнение контрактов.

Так, у нас есть примеры, когда в проекте контрактов ответственность подрядчика за нарушение обязательств заключенного контракта установлена неустойкой, размере от 1 до 5% от цены работ, за каждый день просрочки, в то время как ответственность заказчика определяется неустойкой в размере 0,03% действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки исполнения обязательства.

Просим понудить государственных и муниципальных заказчиков соблюдать принцип равноправия и уважения сторон при заключении государственных и муниципальных контрактов.

7. Расчёт за выполненные работы, во многих случаях, как и ранее, зависит от действий третьих лиц (к примеру, в текстах контрактов: «расчёт за выполненные работы производится заказчиком через 15 дней после поступления бюджетных средств на расчётный счёт заказчика»). В этом случае в положениях контрактов фактически не устанавливается срок оплаты выполненных работ, и он может, по этим основаниям затягиваться до 6 месяцев и более.

Просим потребовать от государственных заказчиков, а также глав муниципальных образований Сахалинской области немедленного прекращения этой незаконной практики использования административного ресурса (давления) при определении срока расчётов за выполненные работы в контрактах в зависимости от действий главных распорядителей бюджетных средств.

8. Заказчики, незаконно используя административное давление, в контрактах, зачастую, относят к обязанностям подрядчика виды обязательств, которые, в силу закона и компетенции, обязаны выполнять самостоятельно.

Это такие обязанности заказчика, как получение и подготовка документов, которые были указаны в пункте № 4, оформление земельных участков, проведение их согласований, принятие решений по условиям реализации проекта (к примеру, определение способа и места утилизации строительного мусора после сноса здания, получение новых технических условий, разрешения на строительство), оформление приложений к контрактам (сметные расчёты, календарные графики).

В этой связи, просим Вас дать указание Министерству строительства Сахалинской области разработать, в качестве образца, проект государственного и/или муниципального инвестиционного контракта, желательно с использованием международных стандартов строительства, например, ФИДИК.

9. Участились случаи использования административного давления (ресурса) на подрядные организации при выявлении дополнительных работ, которые не были учтены в составе проектной документации и в требованиях аукционной документации.

Заказчики в подобных случаях понуждают к выполнению таких работ подрядчиков на безвозмездной основе.

Руководители строительных организаций обеспокоены участившимися случаями давления на них с целью выполнения объёмов работ за счёт их средств.

Следствием наложения незапланированных обязательств, в рамках выполнения конкретных работ, определённых в аукционной документации и в проекте, является уменьшение у подрядчика размера средств для оплаты труда, отсутствие средств на развитие строительного бизнеса. В некоторых случаях это приводит к получению убытков подрядчиком при выполнении работ по контракту, выигранному на торгах.

В соответствии с частью 1 статьи 8 ФЗ-94 участниками размещения заказа являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Строительные организации являются коммерческими организациями и осуществляют предпринимательскую деятельность в целях извлечения прибыли.

Исходя из толкования гражданского законодательства РФ, контракты, заключаемые по результатам торгов, являются возмездными, а выполненные работы должны быть оплачены.

По нашему твёрдому убеждению, необходимо устранить практику обеспечения государственных и муниципальных нужд Сахалинской области за счёт средств участников размещения заказа, а именно – строителей.

Просим Вас дать строгое указание заказчикам на недопустимость использования административного ресурса (давления) в этих вопросах.

10. В настоящее время некоторыми заказчиками включается в документацию об аукционе и в условия проекта государственного контракта обязанность подрядчика выполнить дополнительные работы, которые могут возникнуть в ходе строительства из-за некачественных (не полных) материалов изысканий или проектной документации, за счёт собственных средств и сверх сметы, в размере до 10% от стоимости работ по контракту.

Таким образом, заказчики незаконно требуют наличие у участников размещения заказа дополнительных, собственных финансовых ресурсов и согласие на выполнение дополнительных, неизвестных на момент аукциона, работ за счёт ресурсов (средств) подрядчика, условия и требования к производству которых в документации об аукционе и в проектной документации не были определены, что само по себе грубо нарушает требования законодательства о размещении заказа.

Реально, в этом случае, государственный и муниципальный заказчик незаконно рассматривает подрядчика, как источник дополнительного финансирования заказа.

Просим дать указание Министерству экономического развития Сахалинской области, как контролирующему органу в сфере размещения заказа на уровне субъекта РФ, с учётом мнения федерального контролирующего органа – ФАС России, ввиду наличия случаев нарушения п. 5 ч. 4 ст. 22, ч. 2, 2.1., 4 ст. 34, ч. 2 ст. 35 ФЗ-94, в соответствии с компетенцией и предоставленными законом о размещении заказов полномочиями, направить всем заказчикам строгое предостережение о недопущении использования административного давления государственными и муниципальными заказчиками на участников размещения заказа.

Убедительно просим прекратить «административный произвол» заказчиков!
11. Одним из факторов, способствующим несоблюдению законодательства РФ и нарушению прав и интересов строительных организаций, а также провозглашённому принципу работы заказчиков при проведении размещения заказов: «Не согласны – не участвуйте!», является отсутствие дисциплинарной ответственности руководителей заказчиков за указанные выше незаконные действия или бездействия.

Полагаем возможным и правильным установить систему строгой дисциплинарной ответственности руководителей государственных и муниципальных заказчиков за не правовое использование ими административного ресурса (давления) на территории области с целью попытки скрыть свои недоработки за счёт финансовых ресурсов и дополнительных сил подрядчиков.

Принятие Вами исчерпывающих мер по всем затронутым вопросам будет способствовать позитивному эффекту в сфере размещения заказов, развития предпринимательской деятельности строительных организаций на территории области, а также повышению качества, безопасности, надёжности строительных работ и, как результат, эффективному расходованию бюджетных средств Сахалинской области и улучшению предпринимательского климата.

Кроме того, убедительно просим Вашего поручения Министру экономического развития Сахалинской области провести в январе 2011 года совещание с участием всех руководителей государственных и муниципальных заказчиков (застройщиков), с приглашением Министерства строительства, УФАС, Прокуратуры, Арбитражного суда Сахалинской области, представителей саморегулируемых организаций строителей, изыскателей и проектировщиков для дальнейшего рассмотрения вопросов устранения административных барьеров и недопущения административного давления при проведении размещения заказов в области и при заключении контрактов на выполнение работ.

Данные положения этого обращения обсуждены и приняты, с учетом мнения членов Партнёрства, Правлением НП «СРО «Сахалинстрой» 01.12.2010г.

По поручению Правления НП СРО «Сахалинстрой»,
генеральный директор В.П. Мозолевский»

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика